Apple: первые годы и первые успехи.
Компания с несерьезным названием Apple Computer была создана 1 апреля 1976 года. Первым логотипом, который нарисовал сам Рон Вейн, стало изображение Исаака Ньютона, сидящего под яблоней. Как и когда-то Hewlett-Packard, Apple начиналась в гараже, который Пол Джобс отдал в полное распоряжение своему приемному сыну и его компаньонам — он даже притащил огромный деревянный верстак, который стал первой "сборочной линией" в истории корпорации. Работать над Apple I молодым людям приходилось по ночам. "Нас было только двое: Возняк и я. Мы были и производственным департаментом, и службой доставки — буквально всем сразу", — вспоминает теперь Джобс. Через некоторое время он сумел пристроить партию компьютеров Apple I владельцу первого в истории компьютерного магазина под названием Byte Shop — Полу Террелу. Тогда эти компьютеры представляли собой просто платы, к которым пользователь/покупатель должен был самостоятельно подключить питание, клавиатуру и монитор.Пола Террелла крайне заинтересовала концепция персонального компьютера. Он заявил, что готов приобрести у новой компании сразу 50 компьютеров Apple I по 500 долларов за штуку, а продавать потом по 666,66 USD — столь необычную цену утвердил сам Стив Джобс. Чтобы купить нужные для сборки радиодетали, друзья-основатели продали все самые ценные вещи и набрали денег в долг. Работать приходилось по ночам, но за месяц все пятьдесят комплектов были собраны. Правда, на двенадцатый день существования Apple Рон Вейн ушел от Стивов, продав им свою десятипроцентную долю в начальном капитале за 800 долларов. Вот как впоследствии комментировал свой поступок сам Вейн: "Джобс — ураган энергии и целеустремленности. Я был уже слишком разочарован в жизни, чтобы нестись по ней на этом урагане". Несмотря на все трудности — ведь компьютерные компоненты тогда никто не выпускал — и на ночную работу, Джобс и Возняк увидели перспективы ПК как рыночного продукта. Тем более, что Apple I пользовались огромным успехом у покупателей. В общей сложности друзья выпустили порядка шести сотен компьютеров этой марки, что позволило не только раздать долги, но и поднять на ноги новую компанию. Впрочем, обо всем по порядку… СтановлениеТак или иначе, фирма должна была развиваться. Оба Стива решали, что им делать дальше. В результате и появился персональный компьютер в том виде, в котором мы его знаем — с цветным графическим монитором, мышью и пластмассовой клавиатурой. Но тогда никто ничего подобного не выпускал, хотя необходимость в этом явно назрела. Сама идея подобного компьютера воспринималась крупными бизнесменами с нескрываемым скепсисом. Как результат оказалось очень сложно найти финансирование для выпуска созданного друзьями Apple II. И Hewlett-Packard, и Atari снова отказались финансировать необычный проект, хотя и посчитали его "забавным". Видно, до сих пор локти себе кусают…<Действительно, молодые Стивы не имели тогда ни малейшего опыта ведения бизнеса и действовали зачастую наобум. Но всегда удачно. Как сказал сам Джобс: "Корни Apple были в том, чтобы делать компьютеры для людей, а не для корпораций". Но нашлись и те, кто подхватил идею компьютера, который был бы доступен для широких слоев населения. Так, известный финансист Дон Валентайн свел Стива Джобса с не менее известным венчурным капиталистом Армасом Клиффом "Майком" Марккулой. Последний помог молодым предпринимателям-компьютерщикам составить бизнес-план, инвестировал в компанию 92.000 долларов из своих личных сбережений и обеспечил кредитную линию на 250.000 долларов в Bank of America. Все это позволило двум Стивам "выбраться из гаража", существенно увеличить объемы производства и расширить штат сотрудников, а также запустить в серийное производство принципиально новый Apple II. Тогда, в конце 70-х, мало кто вообще представлял, каким же должен быть персональный компьютер. Все это отражено в рекламной кампании Apple: на пожелтевших от времени плакатах двадцатилетней давности с изображением Apple II можно прочесть вопрос: "Что такое Персональный Компьютер?" Тогда же появился известный нынче всему миру логотип компании Apple — надкушенное яблоко, раскрашенное во все цвета радуги. Этот логотип был создан в рекламном агентстве Реджиса Мак-Кенны и подкорректирован лично Стивеном Джобсом. Новый логотип должен был указывать на то, что Apple II работает с цветной графикой. Впоследствии Жан-Луи Гассе — экс-президент нескольких структурных подразделений Apple и основатель Be, Inc. — сказал: "О более подходящем логотипе нельзя было и мечтать: в нем воплотились вожделение, надежда, знание и анархия…" Успех Apple II был поистине грандиозным: новинку раскупали сотнями и тысячами экземпляров. Напомним, что это происходило в то время, когда весь мировой рынок персональных компьютеров не превышал и десяти тысяч единиц. На протяжении 18 лет с начала их производства было продано несколько миллионов этих моделей, а доля Apple II в американских школах и в 1997 году составляла около 20% от всего парка компьютеров.<К 1980 году компания Apple Computer была уже состоявшимся и признанным производителем компьютеров. В ее штате состояло несколько сотен человек, продукция экспортировалась за пределы США, а акции высоко котировались у биржевиков, получив индекс AAPL. Впрочем, финансисты так и не могли понять тогда причины успеха Apple. Слишком уж необычной была созданная двумя Стивами компания. Необычной, но успешной. Персональные компьютеры стремительно ворвались в повседневный быт жителей развитых стран. За два десятка лет они прочно заняли свое место среди людей, став незаменимыми помощниками в производственных, организационных, образовательных, коммуникационных и прочих технологических и социальных делах. Пророческими стали слова, сказанные Стивом Джобсом в начале 80-х годов: "В этом десятилетии состоялось первое свидание Общества и Компьютера. И по какой-то сумасшедшей причине мы оказались в правильном месте и в правильное время, чтобы сделать все ради процветания этого романа". Компьютерная революция началась.